Cпецпроекты

Третий день ОМКФ-2017: вера в украинское кино и чудо-женщина


0 651 23
С 14 по 22 июля в Одессе проходит восьмой Одесский международный кинофестиваль. Каждый день — десятки кинопоказов, вечеринки, встречи с режиссерами, актерами, сценаристами. Рассказываем, что к чему, в формате дневника.

Лучше бы я не меняла привычный ритм фестивальной жизни и проспала фильм «Ugly». Режиссер Юрий Речинский (автор документального фильма об одесских бездомных наркоманах «Больныесукалюди») создал настоящий учебник стереотипов об артхаусном кино. В нем есть всё, за что люди иронизируют над фестивальными лентами: вставки черно-белых зернистых кадров, секс тучных пожилых людей, минимум диалогов, бессмысленно долгие статические кадры и вишенка на торте — женщина с седыми космами и прогрессирующей деменцией, одетая в ярко-красное пальто, плывет в камышах на лодке. Куда, зачем, как она туда попала из своей огромной современной австрийской квартиры? Или это сон? Или самоощущение? Ты задаешь слишком много вопросов, зритель. К концу фильма я осознала великий замысел режиссера: чтобы ни один зритель никогда ни под какими пытками не смог с уверенностью сказать, героиня сначала попала в аварию, а потом забеременела или наоборот? Никогда еще название настолько точно не отображало внутренность фильма. Тройка, и пошли дальше.

Все бегут на «Роковое искушение» Софии Копполы, который я сознательно пропускаю. Ее прошлый фильм «Светская жизнь» не задел за живое: красивая картинка, интересная история, основанная на реальных событиях, хорошие актеры и продуманный сценарий, но в итоге картина получилась безжизненной, то, что называется «на один раз». Как показали комментарии коллег, чьему мнению я доверяю, то же случилось с «Роковым искушением». Так что, обменяв Копполу на домашний обед, я сытая и довольная пошла на участника конкурсной программы европейского документального кино — «Главную роль» Сергея Буковского.

Как же все-таки замечательно, когда режиссер понимает, что и зачем он делает: говорит, снимает, отбирает и монтирует. «Главная роль» — это сделанный уверенной рукой мастера фильм и одновременно откровенное, очень личное и нежное кино. Буковский снимал свою маму, актрису Нину Антонову, три года, чтобы смонтировать часовую картину о приготовлениях к ее 80-летнему юбилею. Очень жаль, что фильм на фестивале показали только один раз. Если будет возможность, обязательно посмотрите этот изумительный документальный кинопортрет: мамы, актрисы, человека, эпохи.

До следующего фильма еще час. Время, чтобы выпить кофе с друзьями-коллегами, обсудить увиденное и определиться наконец со своими планами на поздний вечер: смотреть на большом экране «Джеки Браун» Квентина Тарантино, немецкий документальный фильм «За метелью» о дедушке, который служил в Вермахте на территории Украины, или забить на кино и танцевать до упаду на внефестивальном концерте Dakh Daughters?

Лень и любовь к Квентину побеждают, и я остаюсь на «Джеки Браун», который идет в том же кинотеатре, что и «Главная роль». Это первый показ в рамках ретроспективы жанровых фильмов «Чудо-женщины», о которой я писала незадолго до начала ОМКФ. Желающие увидеть картину 1997 года в оригинале на большом экране легко умещаются в красный зал «Родины» на 184 места, куда накануне не вместились все зрители лауреата Берлинале, венгерского фильма «Тело и душа».

История о стюардессе Джеки, которая незаконно перевозит из Мексики в США деньги торговца оружием Орделла, не входит в число типичных «тарантиновских» фильмов. Не то чтобы в фильме совсем никого не убивают, сленга и ругательств тоже хватает, но все-таки сюжет развивается линейно, а реки крови преимущественно остаются за кадром. И самое важное: главный персонаж — черная женщина, которая решительно справляется с трудностями. Она отказывается быть жертвой и становится великим комбинатором. Напомню во второй раз: 1997 год, 20 лет до хештегов #oscarsowhite и #womenmarch. Тарантино, я люблю тебя!

Подписывайтесь на нас в Facebook

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: