Cпецпроекты

Синие отпечатки филадельфийского солнца. Интервью и прогулка с Ириной Глик


0 796 149
Прогулка по Филадельфии и разговор о фотографии, ручной печати, арт-конкурсах и Одессе с фотографом-минималистом Ириной Глик.

В середине мая в Филадельфии солнце печет почти по-летнему, хоть легкое платье надевай. Мы не ищем тени, наоборот — стоим на ярком солнце возле подъезда дома, переделанного в жилой фонд из бывшей фабрики. Прямо на асфальте перед нами лежит лист бумаги и негатив, прижатый к нему с помощью стеклянной пластины и обычных канцелярских биндеров. Кажется, будто ничего не происходит, но на самом деле яркий солнечный свет неспешно проявляет изображение на обработанную специальной эмульсией бумагу. Я впервые в жизни вижу, как делают цианотипию.

Альтернативный способ ручной печати, также известный как blueprint, придумал британский астроном и ученый Джон Гершел в конце XIX века. Свое название метод получил за особенный синий цвет проэкспонированных участков изображения. Сначала использовался для копирования чертежей и ботаниками для получения фотограмм растений. Сегодня цианотипия — один из самых популярных способов ручной печати в среде арт-фотографов. Простой, одноэтапный, его легко можно применять в домашних условиях. Что и делает Ирина Глик.

01/6

 

Ирина уже два года живет в США. Последние несколько месяцев — в Филадельфии, штат Пенсильвания, где она проходит стажировку в культурной институции Print Center. В апреле по ее инициативе в рамках ежегодной городской арт-ярмарки Fairmount Avenue Arts Crawl (Филадельфия) состоялась выставка украинских фотографов, среди которых были и одесситы. По этому поводу я изначально и обратилась к Ирине.

О выставке украинских фотографов в Филадельфии

Арт-фестиваль Fairmount ave Arts Crawl проходит в районе Филадельфийского художественного музея и собирает художников, фотографов, ремесленников, принтмейкеров, чьи студии находятся неподалеку. Тут и гравюры, и скульптуры, и микс-медиа. Всего около сорока локаций. Ежегодно фестиваль посещают несколько тысяч горожан, вход свободный.

Затея с проведением выставки украинских работ началась с того, что в 2017 году мне предложили поучаствовать в фестивале со своими цианотипиями от Украинской лиги в Филадельфии. Тогда-то и замахнулась показать, кроме себя, на Arts Crawl ещё и других украинцев.

Ирина Глик показывает свои цианотипии. Филадельфия, 2017. Фото: Петр Кочерга

Идея пришлась по душе, начали трудиться. Уверенности в том, что получим дотации, не было, поэтому на всякий случай закинула свою беззеркалку на eBay. Но все сложилось, и нас профинансировала местная Українська кредитна спілка, поэтому фотографам не пришлось платить ни взнос за участие, ни за аренду помещения, ни за услуги полиграфии, ни за трудочасы всех тех, кто вовлечен в эту работу. Плюс каждому участнику достанется печатный буклет с краткой информацией об участниках и самом фестивале. Выставки не получилось бы без украинской диаспоры в Филадельфии, которой я безмерно благодарна за поддержку.

Концепция была в том, чтобы показать ребят, которые прямо сейчас живут и работают в Украине. Мы не задавали какую-то конкретную тему, потому что было очень мало времени: анкету с опен-коллом повесили где-то за 10 дней до дедлайна. Нервничала, волновалась, ведь я не медиачеловек, и у меня не было уверенности, что придет столько разнообразных участников. Больше всего переживала, что подастся только Киев.

В итоге удалось отобрать около сотни фотографов со всей Украины: Одесса, Богородчаны, Коростышев, Крым, Киев. Из одесситов показывали Максима Финогеева, Мишу Штекеля, Веру Мантюк.

Гости на выставке украинской фотографии в Филадельфии

Я не могу сказать, сколько точно было гостей на выставке, но мы не приседали вообще. Посетители рассматривали работы, спрашивали, кто это снял. Большой интерес вызывали коллажи Оксаны Парафенюк, работа с цветом Максима Финогеева, натюрморты Галины Жбанковой. Я старалась отправлять сразу на инстаграмы фотографов. Мы просили их указывать в заявках на участие. Как волонтер Odesa//Batumi Photo Days с большой гордостью отправляла всех заинтересованных на англоязычную версию сайта, чтобы они больше узнали об украинской фотографии.

Приходили на фестиваль эмигранты разных поколений, которые рассказывали свои истории или узнавали родные места на фотографиях. Например, приходил мужчина из Коростышева, интересовался коллажами Парафенюк, на которых есть фрагменты коростышевских пейзажей. Он выспрашивал: а что, а как… Уходил счастливый. Были люди, которые совершенно ничего про Украину не знали, им просто было интересно разглядывать картинки.

Посетители фестиваля сами строят свои маршруты, определяя, какие локации и мастерские хочется посетить. Тем лестнее, что гостей пришло много. Были и галеристы, и члены совета директоров филадельфийского фотоцентра. Я считаю, здорово!

***
Узнав, что Ира волонтер международного фотофестиваля Odesa//Batumi Photo Days, я не могла не спросить ее о знакомстве с городом и одесситами. И это оказалась почти мистическая история о ностальгии, океане и неслучайных случайностях.

Об Одессе

Я дважды подавалась на мастер-классы Odesa//Batumi Photo Days, но попала только во второй раз с пейзажными работами. И мне кажется, что изюминкой было то, что снимки шли в сопровождении стихов одесского поэта Андрея Хаецкого. Это очень трудно — сочетать текст и фотографию по-настоящему, но мне кажется, что они там легли.

Отдельная история, как я нашла стихи Андрея. Моя девичья фамилия очень похожа на фамилию поэта, так что когда в фейсбук-ленте я случайно ее увидела, то тут же полезла смотреть, кто это. А там написано: поэт. Я начала листать его страницу, и где-то третьим постом снизу было стихотворение «Перепливи океан». У меня пошли мурашки, меня торкнуло. Я как раз была в Киеве, по которому очень скучаю тут, за океаном. У Андрея замечательные стихи: когда я их прочитала, то поняла, что именно выбрать в серию из тех 50 фотографий, которые у меня были.

Перепливи океан.
Двічі, а може й тричі.
Знаєш, тобі не личать
шрами від колотих ран.
Не запливай за буї.
Згідно із гороскопом,
риби чотириокі
і в кожному з нас свої.     Андрій Хаєцький

Я попала на мастер-класс «Фотографировать с намерением» к Скотту Дэвису. Он помогал разобраться, у кого какой стиль и как его развивать. Например, он сразу сказал, что у меня уклон во что-то художественное. И сейчас это заканчивается тем, что я осваиваю ручные техники печати, работаю с каждым принтом отдельно. Я искренне считаю, что у фотографии одно из главных предназначений — документалистика, моменты, но вот из меня прет цианотипия. (Смеется.) И он это сразу просёк. Я очень ценю, что попала к нему.

Цианотипии Ирины Глик
Цианотипии Ирины Глик
Цианотипии Ирины Глик
Цианотипии Ирины Глик
Цианотипии Ирины Глик
Цианотипии Ирины Глик
01/3
Цианотипии Ирины Глик
Цианотипии Ирины Глик
Цианотипии Ирины Глик

В этом году я сотрудничала с Odesa//Batumi Photo Days на волонтерских основаниях. Моя задача была договариваться с зарубежными фестивалями, чтобы они приняли участие в публичных вечерних показах. Например, переписывалась с канадским фотофестивалем Contact (лучшие работы с него показывали на одном из вечерних фестивальных показов в Одессе. — Прим. ред.). Я даже звонила в Индию два раза, чтобы договориться о сотрудничестве с Мумбайским фестивалем, но у нас так и не сложилось.

***
В Штатах Ирина Глик стажируется в филадельфийской культурной институции Print Center, которая занимается сохранением, экспонированием и печатью американской и мировой арт-фотографии. Недавно в центре проходила коллективная выставка литовских фотографов. Мечта Иры — организовать в пространстве экспозицию украинских авторов.

Во время прогулки по городу мы заходим в «Принт Центр», открытую светлую галерею в небольшом деревянном доме на тихой улочке в центре Филадельфии. Его история начинается в 1915 году, когда на Латимер-стрит учредили один из первых клубов, посвященных фотографии и принтам в США. Здесь выставляли знаменитостей вроде Альбрехта Дюрера, Мэри Кассат, Пабло Пикассо, Анселя Адамса, Уолкера Эванса.

Ира знакомит нас с кураторами и проводит экскурсию по выставке. Больше всего запоминается серия американской художницы Серены Перроне Fragments: Revisited, наверное, потому что в ней использована и техника ручной печати, и поэзия — то, о чем мы совсем недавно говорили с Ирой.

Конечно, мы говорим не только о фотографии и выставках, но и обычаях и особенностях жизни в США. Например, Ира рассказывает, что иногда команда «Принт Центра» объединяется с другими учреждениями на этой же улице и они устраивают block party — добрососедскую вечеринку на целый квартал. Мы идем по солнечной Филадельфии, задаем много вопросов и слушаем, слушаем, слушаем.

О жизни в США, деловой переписке, Нью-Йорке и еноте в мусорном баке

Быть бродягой, который просит деньги на еду, или работать — это выбор каждого. Думаю, труднее всего найти первую работу. Зайти в приглянувшееся место, спросить о вакансиях или частичной занятости — в порядке вещей. И это работает для многих отраслей. Сотрудники местных бизнесов подчас получают скидки на аренду жилья от хозяев.

А вот сотрудничество с культурными или арт-организациями зависит от того, как ты разговариваешь и переписываешься, умеешь ли вести деловую переписку. В мессенджере можно спросить о чем-нибудь у музея как посетитель, но о серьезном сотрудничестве так не договориться. Если ты хочешь иметь дело с хорошим учреждением, то должен уметь хорошо писать. Например, чтобы получить дотации и гранты, на которые живет «Принт Центр», две недели назад мы отправили 850 писем только по городу Филадельфия.

Филадельфия, 2017. Фото: Петр Кочерга

Грантов и возможностей получить дотацию много. Например, Филадельфийский культурный фонд при местном самоуправлении каждый год распределяет основные средства из города на разные инициативы. Кроме того, необязательно обращаться за грантами только по месту: можно в Филадельфии попросить грант из Калифорнии. Есть несколько филадельфийских инициатив, открытых украинцам и представителям других стран: ежегодный конкурс от «Принт Центра» и ярмарка Philadelphia Art Book Fair.

Если говорить о месте для жизни, то мне больше нравится жить в Филадельфии и ездить время от времени в Нью-Йорк на выставки и портфолио-ревью. Нью-Йорк слишком шумный, от него устаешь.

Нравится, что даже в больших городах ты близко сталкиваешься с дикой природой: белками, сурками, енотами. А когда мы жили в небольшом городке недалеко от Филадельфии, енот жил в нашем мусорном баке и на заднем дворе можно было встретить оленя. Однажды, когда муж был на работе, я увидела в доме огромного паука и ничего не могла с ним сделать, так и просидела, почти не двигаясь полдня, наблюдая за его передвижениями.

***
Больше о жизни в Америке Ира рассказывает в своем блоге. Там же много информации о фотографии, актуальных конкурсах и грантах, технике ручной печати. Как участнику и организатору самых разных фотовыставок, Ире есть что рассказать о мастерстве художника презентовать себя.

Об арт-конкурсах и заявках художников

Часто фотографы воспринимают отправку заявок на open call (открытый конкурс на участие в выставке или фестивале. — Прим. ред.) как возможность наконец-то рассказать о себе. Притом они хотят рассказать всё. Это отчасти правильно, важно быть правдивым в намерениях, но чаще всего такие заявки представляют собой скучные и долгие саги о пяти томах, с ненужными подробностями из жизни и миллионами мелких регалий. Это не совсем то, что ищут кураторы.

Как по мне, то чем лаконичнее, тем лучше. В любом деле ты должен уметь говорить и знать, что ты хочешь сказать. Если ты не можешь сформулировать внятно идею серии или проекта, значит ее нет. В книгах о сценарном мастерстве рекомендуют: если ты хочешь продать свой сценарий, напиши в одном предложении, о чем он. Ты не можешь заставить человека прочитать сто страниц даже умопомрачительно интересного сериала. Точно так же описание проекта начинается с того, что художник может одной строчкой сформулировать идею.

Главная рекомендация, которую я могу дать: читайте чужие заявки, но не на сайтах у фотографов, а например, на странице фестиваля Review Santa Fe, где выставляют примеры удачных стейтментов (англ. Statement — «заявление, заявка». — Прим. ред.). Новые эссе публикуют и на сайте LensCulture.

Если ты не можешь сформулировать внятно идею серии или проекта, значит ее нет

Чтобы оттачивать навыки написания эссе на английском, новичкам можно обратиться к открытым курсам зарубежных вузов и музеев. Например, к занятиям от Массачусетского института технологий или хотя бы к тематическим курсам на Coursera. Отличную рассылку и бесплатные вебинары с примерами заявок, разбором ошибок предлагает Brainard Carey, соучредитель Нью-йоркского музея невидимых искусств. Скоро будут доступны онлайн каталоги выставок за 80 лет работы «Принт Центра», которые я оцифровывала в рамках стажировки. Там тоже есть стейтменты художников, которые выигрывали ежегодный конкурс, можно будет подсмотреть.

***
Научиться писать заявки, стать арт-фотографом или художником, снять фильм или открыть собственный магазин букинистики, встать без будильника в шесть утра на пробежку или пройти за день 26 километров — все кажется возможным в Филадельфии, в этом городе искусства и солнца, студентов и сумасшедших.

История Иры доказывает, что всё возможно и в Украине, если ты открыт миру и новым возможностям. А как еще юристка, погрязшая в бумагах, могла стать арт-фотографом с набором для цианотипий в рюкзаке?

О фотографии и цианотипиях

По образованию я инженер-конструктор и юрист. Было время, когда занималась только документами, бумагами и ничего не умела делать руками, но очень хотелось научиться. Когда умер мой дедушка, мне достались его старые линзы и я начала двигаться в этом направлении.

Сначала пошла на курсы, потом училась в Киевской школе фотографии. Но своей главной школой считаю школу «Купидон»: полугодовые курсы три раза в неделю по три часа и с дипломом государственного образца в результате. После полугода такой серьезной учебы я еще два года ходила каждую пятницу на отдельный курс к оператору-документалисту Владимиру Викторовичу Кукаренчуку.

А потом меня потянуло в цианотипию, трудно проанализировать почему. Мне хочется освоиться и чувствовать себя свободно в разных техниках ручной печати. Плюс это всё неповторяемые вещи: у тебя никогда не получится точно такая же цианотипия во второй раз. Это медитативное занятие.

Иногда я беру всё, что нужно для цианотипий, с собой и просто в сумке ношу. А вдруг в обед будет время и яркое солнце?

Я долго думала, что это невероятно трудно, что для этого нужна обязательно черная комната, нужны очень конкретные и своеобразные условия, которые доступны только если ты ходишь в профессиональную школу. Но ты же видишь: для это ничего особенного не нужно. Можно обойтись подручными средствами.

Иногда я беру всё, что нужно для цианотипий, с собой и просто в сумке ношу. А вдруг в обед будет время и яркое солнце? Если я экспонирую снимки на улице, вовлекаются прохожие: подходят, спрашивают — им любопытно, что происходит.

Можно покупать дорогие ингредиенты специально для цианотипии, можно приготовлять фотоэмульсию, опираясь на рецепты из оцифрованных архивов. Некоторые компоненты заменяются средствами подешевле из хозяйственного магазина. Промывать отпечатки тоже в идеале нужно дистиллированной водой, а можно проточной.

Если хвастаться, то мои цианотипии опубликовали в нью-йоркском издании Don’t Take Picture в рамках ежеквартальной выставки Cyanotypes: Beyond The Blue. В начале мая участвовали в британском фестивале Reclaim Photography Fest: иллюстрировали мастер-классы по цианотипии. В Вермонте есть старая галерея DarkRoom, где тоже был фестиваль черно-белой и голубой фотографии, и я там в числе победителей. Для меня это большое удовольствие, потому что я не ожидала, что освоюсь в этих вещах, а оно как-то получается.

***

Через несколько дней мы встретились с Ирой в Нью-Йорке. Она возвращалась с портфолио-ревью, где купили несколько ее работ. Еще через неделю Ира подписала деловое соглашение с «Принт Центром». Потому что всё возможно, если ты открыт миру.

Список рекомендованных ресурсов от Ирины Глик

Эссе о фотографии и чтении изображения Джона Берджера

Издание Музея Гуггенхайма о вопросах гендера в фотографии

Подборка академических эссе об искусстве, оцифрованная музеем Гуггенхайма

Информация о грантах на сайтах Lenscratch и Society for Photographic Education

Оцифрованные коллекции Нью-Йоркской публичной библиотеки cо сканами книг и манускриптов

Курсы Массачусетского института технологий

Подборка открытых курсов фотографии на английском языке

Фоторазработки Нью-Йоркской публичной библиотеки: стереограминатор,онлайн-каталог, фотомагазин и каталог личностей фотографов

Подписывайтесь на нас в Facebook

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: