Cпецпроекты

Финский дизайн как миф и другие тезисы из лекции Анни Валленюс


0 829 7
Анни Валленюс — куратор основной коллекции Финского музея фотографии в Хельсинки.

В рамках международного фотофестиваля Odesa//Batumi Photo Days она прочла в Одессе лекцию о финском модернизме и его взаимосвязи с развитием фотографии. Записали для вас самые интересные тезисы о работе музея, праздновании 100-летия независимости Финляндии и о том, как финский дизайн использовали в целях пропаганды.

Фото: Олег Синьков для Odesa//Batumi Photo Days

В коллекции Финского музея фотографии в Хельсинки 2,5 миллиона фотографий. Условно коллекция делится на «арт» и «все остальное». Арт мы покупаем, все остальное нам дарят.

Наша цель — коллекционировать хорошие, репрезентативные образцы фотографической культуры. Вместо того чтобы фокусироваться на одной теме или регионе, мы собираем и экспонируем разные жанры и способы использования фотографии.

Одна из областей нашего интереса — социальная фотография, но мы не можем просто взять фотографию из «Инстаграма», даже если укажем автора. Сейчас мы ищем пути, как заполучить социальную цифровую фотографию в фонд музея, чтобы наши потомки смогли через много лет понять, что же такое этот «Инстаграм».

В этом году Финляндия отмечает 100 лет независимости, и мы совместно с другими музеями организовали масштабную выставку Modern Life, посвященную финскому модерну и развитию искусства с 1917 по 1968 годы. Общегосударственное празднование вполне могло носить националистический характер, поэтому выставкой мы как раз хотели показать, что наша страна развивалась в тесном контакте и под влиянием других народов.

Первые финские фотографы в 20-х годах ХХ века работали в жанре пикториализма, когда с помощью фотографической техники наследовали абстрактную живопись или классические художественные сюжеты.

Vilho Setälä: Little Men with Long Shadows, 1929. © The Finnish Museum of Photography

ABISS — авангардная группа молодых фотографов, в которую входили как финские авторы Вилло Сетала, Бьорн Солдан, так и немцы Генрих Иффланд и Ганс Брюхнер. Они интересовались жизнью больших городов: джазом, физической культурой, машинами, трафиком. Это было интересно узкому кругу городской элиты, так как большая часть страны была сельскохозяйственной.

Эмми Фок — финская фотограф немецкого происхождения, которая работала в одно время с группой ABISS, но не входила в нее. У нее было свое ателье в городе Турку, где она снимала в основном женские портреты, изучая с помощью фотографии темы женственности, сексуальности и гендера.

ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ 5 мест в Одессе, где обитает современное искусство
1704 0 0

Накануне и после Второй мировой войны Финляндия активно выстраивала на международной арене имидж уютной маленькой страны. Финский дизайн активно использовался в продвижении на мировом уровне.

Фотографы охотно участвовали в создании мифа финского дизайна. Снимки, которые были сделаны для коммерческой рекламы одежды, мебели или горнолыжных курортов со временем становились инструментами пропаганды.

Финский павильон для Всемирной ярмарки в Нью-Йорке спроектировал известный архитектор Алвар Аалто. Даже дома для внутренне перемещенных финнов создавались по проектам лучших архитекторов и дизайнеров своего времени.

В 50-х в Финляндии перестали отпускать продукты по карточкам и повысились стандарты жизни. Коммерческая фотография отвечала за то, чтобы рождать в людях желание покупать всё новые и новые вещи. В рекламе преобладал культ благополучия и изобилия.

Фото: Kalle Hirn. Обилие деликатесов. Снято на заказ коммуникационного агентства Markkinointi Viherjuuri, 1957. © Финский музей фотографии

Фотографии показывали не то, как финны жили в то время, а как им следовало бы хотеть жить. Женщины после войны пошли работать, поэтому особой популярностью пользовалась реклама супермаркетов с готовой едой и холодильников для ее хранения. Со временем обязательным атрибутом счастливой семьи с рекламного плаката, помимо детей и домашних питомцев, стала машина.

Одна из самых успешных студий коммерческой фотографии принадлежала братьям Пьетинен. Они фотографировали повседневные объекты и превращали их в нечто большее, чем сама жизнь.

Фотограф Карл-Густав Руус был заинтересован в повседневной жизни родного города Хельсинки. Такие фотографы показывали город за модерными фасадами, но также работали и на коммерческую индустрию. Иногда им удавалось совмещать стрит-фотографию и рекламную, как, например, Руусу в рекламе одежды Marimekko.

В 60-х в Финляндии началась реформа образования. Ее идея была в том, чтобы сделать школы лучше не только с точки зрения учебных программ, но и построить новые здания. За эту задачу также взялись лучшие архитекторы-модернисты.

Матти Сааньо. Съемка в начальной школе Roihuvuoren на заказ архитектора Аарно Руусувуори, 1967. © Финский музей фотографии

Фотографа Матти Сааньо пригласили сфотографировать одну из новых школ. Не самый большой поклонник радикальных изменений и модерна, Сааньо не стал снимать пустое здание, а пустил в кадр детей. Таким образом он и выполнил заказ, и проявил свою гуманистическую позицию.

Идея модернизма в движении к лучшему была сильной, но не раз подвергалась критике. Звучал вопрос: «То ли это светлое будущее, в которое мы все идем?» К концу 70-х финские фотографы стали критичными.

Фото на обложке: Генрих Иффланд. Салон-магазин «Артек», 1936. © Artek Collection / Alvar Aalto Museum

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Рекомендуемое
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: