Cпецпроекты

Курсы vs высшее образование: мнение рекрутера, преподавателя, студентки и основателей школ


0 827 5786
По официальным данным, на конец 2015 года в Одесской области зарегистрировано 153 частных образовательных предприятия и 26 ВУЗов. Мы узнали, могут ли первые стать угрозой вторым, у тех, кто имеют прямое отношение к образованию в Украине.

Могут ли профессиональные курсы заменить высшее образование?

5Александр Трегуб, основатель дизайн-школы Projector

Давайте сначала разберемся с тем, что мы понимаем под «высшим образованием».

В мире выделяют 2 принципиально разных вида высшего образования — широкое образование и профессиональное. Задача широкого образования — формировать элиту. Людей с развитым кругозором, способностью принимать верные решения в сложных ситуациях, ориентироваться в быстроизменяющемся мире. Для этого в широкие программы включен огромный объем «непрофильного» материала: философия, история, литература. Это оправдано — выпускников готовят к исследованиям, научной работе, лидерству и руководству. Задача профессионального образования — воспитывать крепких специалистов (ремесленников). Людей, которые могут, умеют и любят работать. Головой и руками. Тех, кто владеет профессией и может сразу со студенческой скамьи зарабатывать своим делом.

Трагедия украинского образования в том, что большинство людей идет в ВУЗы за куском хлеба (профессиональным образованием), а получает 6-летние упаковки неактуальных теоретических лекций по широкому набору тем (широкое образование с советским душком). В итоге выпускники не получают ни элитарного мышления, ни куска хлеба — отсюда столько скепсиса и разочарования.

giphy

Профессиональные курсы не могут и не должны заменить широкое образование, но могут составить конкуренцию, к сожалению, полуразвалившемуся профессиональному.

Курсы сегодня делают то, что должны были бы делать ВУЗы (но в Украине почему-то не делают): привлекают к преподаванию лучших специалистов рынка (а не вчерашних лаборантов); ориентируют программы на потребности индустрии (а не на ГОСТы 40-летней давности); строят учебный процесс на отработке навыков, а не на начитке лекций.

В результате, выпускники хороших 1-2-годичных курсов часто намного лучше подготовлены к жизни, чем выпускники многолетних Вышей. Грустно, что 5-6 лет жизни молодых людей утекает в пропасть псевдо-образования. По многим профессиям длинные программы убийственны. Например, смешно учить веб-дизайнера 6 лет. Когда он закончит учебу, у такого понятия как веб-дизайн уже может не быть. Не стоит идеализировать профессиональные курсы, тут тоже хватает проблем (и немало). Но у альтернативных школ есть энергия. Желание и осознанные шаги к созданию нового качественного образования.

Я думаю, что хорошие альтернативные школы придут к двум форматам: короткие курсы на 1-3 месяца, которые позволят профессионалам быстро получать новые актуальные навыки по узким темам, а новичкам пробовать себя в новых сферах; 1-2 годичные системные программы, которые закроют вопрос качественного профессионального образования.

Я не думаю, что курсы смогут сделать высшее образование ненужным (это вредный тезис). Но мы можем и должны многому научиться друг у друга. И тогда, рано или поздно, в Украине снова появится качественное образование.

4Елена Шахова, студентка 1 курса

Думаю, что нет. Люди понимают, что без диплома о высшем образовании гораздо труднее устроиться на работу. Ещё, в ВУЗы идут хотя бы потому, что поступая в университет (16-17 лет) ещё нужно расширять кругозор, узнавать новое в разных сферах. В университете на первом-втором курсе присутствуют предметы, которые может и не хотелось бы учить, но они, безусловно, способствуют саморазвитию. На курсах же обучение направлено на изучение конкретной специальности, поэтому информация даётся только о ней и ни о чем больше.

1Анатолий Холоденко, к.э.н, доцент кафедры «Экономическая теория и кибернетика» Одесского национального морского университета.

Однозначного ответа нет. Все зависит от характера будущей работы и от личности студента. Есть работы, на самом деле не требующие кругозора, эрудиции, креатива, а просто аккуратного выполнения стандартных действий, на такое можно натаскать за месяц-другой и не надо тратить годы на университет. То ли работы, требующие не знаний, а коммуникативных навыков, общения — тут тоже курсов достаточно.

Но невозможно на курсах подготовить серьезного специалиста, ученого, врача (в Америке на врача надо 7 лет учиться, а потом еще 7 лет стажироваться), математика, физика, химика, биолога. Потому что и объем знаний в этих областях накоплен огромный, и чисто физически его не освоить за несколько месяцев, нужны именно годы. И, кроме собственно специальных знаний, здесь нужно еще и личность формировать, кругозор, эрудицию. Чтобы человек приобретал определенный уровень личности, мог креативить, мыслить, принимать решения, а не просто заполнять стандартные документы или втюхивать клиентам продукцию.

giphy-2

Не говоря о том, что университет — это еще и веселая и интересная студенческая жизнь, и верные друзья, которые только в юности и заводятся (потом уже только коллеги, деловые отношения, выгода, но не бескорыстная дружба).

 2Галина Калыш, рекрутер Readdle

Звісно можуть і мають. За кордоном це вже існує. У нас проблема з рівнем цих курсів поки і контентом.

Вища освіта необхідна у випадку офіційного працевлаштування і в тому випадку, якщо будуть робочі відрядження за кордон (часто в аутсорсі). Але це нюанси, з якими можна справитись, якщо звісно роботодавець згоден на це. В принципі, вища освіта важлива для інженерів, архітект-розробників і програмістів. Основи розуміння ООП, багатопоточності і архітектури розробки закладаються у ВНЗ хороші. Також, зараз дуже актуально рухатись в сторону нейронних сіток і штучного інтелекту, в розробці якого без ґрунтовних знань фізики і математики просто неможливо. Тому поки актуальною (саме для програмування) вища освіта залишається. Для support, прожект-менеджменту та sales — вишка з лінгвістики чи міжнародних відносин може зрівнятись з поїздкою по програмі FLEX на рік в Штати, тому не критична є різниця.

І взагалі, саме з мого рекрутерського досвіду — успіху добиваються ті, хто був активним в навчанні в старшій школі, а не університеті. Прекрасний бекграунд в олімпіадників 9-11 класів (особливо Всеукраїнських олімпіад) та учасників міжнародних програм бути успішнішими в ІТ індустрії ніж тим, хто просто відходив без особливого бажання 5 років у виш. Інколи достатньо навчитись ще в школі вчитись, а потім закінчити кілька профільних курсів. Особисто я закінчувала курси рекрутера, а мій диплом мені пригодився лиш для працевлаштування.

3Ярослав Трофимов, основатель школы School of Effective Marketing

Могут. Потому что некоторые программы обучения эволюционируют до уровня ничем не хуже, чем профессиональное высшее образование. Например, уровень подготовки некоторых IT-шников вполне тянет на хороший колледж. Уровень подготовки маркетологов в School of Effective Marketing — это как 2 года специальности (4, 5 курс) в вузе.

Если смотреть на тренды открытости онлайн-образования, я думаю, со временем возникнет устойчивая тенденция — общее образование проходить онлайн+интересные мастер-классы, а специальное образование, во многом, заберут на себя частные профильные школы. К этому бы еще добавить эволюцию средней школы — чтобы она развивала мышление, а не шаблонизировала его, и это был бы просто прекрасный мир.

giphy-1

За рубежом идет революция взаимопроникновения. ВУЗы выкладывают лекции онлайн и дают возможность бесплатно проходить некоторые курсы. Поэтому, я думаю, там произойдет полное слияние «частного» и «государственного» профессионального образования. Постсоветская же система обучения — это адский bundle из того, что никому не интересно и неприменимо, приправленный отсутствием реальной практики, актуальных знаний.

В этой ситуации и я, и многие мои знакомые с большей радостью берем на работу ребят не испорченных ВУЗом (читай — не убита мотивация и желание учиться) и учим сами (или отправляем на учебные программы).

Но все же, ВУЗы могут отлично учить специальности. Вопрос в том, сколько будет стоить такое обучение. А еще в том, что у наших вузов устаревшие учебные классы и странные правила, не позволяющие нанимать на работу практиков. А частным школам и курсам нужно учиться учить. В основном, с педагогикой и методологией там полная беда.

В общем, я считаю, тренд будет такой: не идти в вуз вообще или идти на заочку. И, при этом, получать специальность, обучаясь внутри компании (пример, украинский ZEO Alliance), на частных профессиональных курсах или сразу идти работать и учиться на практике.

 

Подписывайтесь на нас в Facebook

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: